Родительские собрания
«Книга — друг и спутник ребёнка. Организация домашнего чтения»
Современный мир предлагает детям новые источники информации. Большинство свободного времени они проводят за компьютером или телевизором. Книга в жизни ребѐнка отходит всѐ больше и больше на задний план, теряет свою актуальность. Задача семьи и школы — поднять авторитет книги у детей, помочь им не утратить интерес к чтению, повышать его.
Предложенный сценарий родительского собрания показывает, как в непринуждѐнной форме, через воздействие на чувства и эмоции дать рекомендации, заинтересовать, помочь организовать самостоятельное чтение и не оттолкнуть от книги ребѐнка. Многие из предложенных в сценарии рекомендаций, советов, форм и методов работы с успехом используются учителями начальных классов на уроках, находят отклик у родителей и детей при организации домашнего чтения. Это даѐт надежду на то, что книга станет постоянным спутником и верным другом и помощником детей.
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей; помочь осознать значение книги в умственном, нравственном и эстетическом воспитании; повышать педагогическую культуру родителей, их ответственность за воспитание детей.
Оборудование: альбомы для рисования, цветные карандаши для детей; набор «сказочных» вещей, костюмы и принадлежности для инсценировки сказок; книги из домашней библиотеки для выставки; «ковѐр-самолѐт»; памятки для родителей; книги для вручения детям; инвентарь для подвижных игр; записи песни «Маленькая страна», песен из мультфильмов. Ход собрания Организационный момент.
Участники входят в класс под мелодию песни «Маленькая страна», рассаживаются. Учитель обращает внимание на эпиграф, знакомит с темой и целями родительского собрания.
Блиц-опрос для родителей (дети в это время рисуют своих родителей в виде сказочных героев).
- Чем ваш ребѐнок любит заниматься в свободное время?
- Сколько времени он проводит за чтением?
- Читает ли он дополнительную литературу?
- Принято ли в вашей семье читать вслух?
- Как вы себя ведѐте, когда ребѐнок читает?
Выступление учителя.
— Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребѐнка, но и на его общее развитие.
Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле вам помогут:
- вечера семейных чтений;
- создание собственной домашней библиотеки;
- запись ребѐнка в общественную библиотеку;
- подписка на периодические издания;
- традиция сохранять полюбившиеся книги из поколения в поколение;
- совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке;
- обсуждение прочитанного.
Как превратить чтение в увлекательное занятие? Не только увлекательное, но и полезное? В этом вам поможет следующая памятка.
Читаем с удовольствием
- Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
- При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
- Перелистайте книгу, рассматривая иллюстрации.
- Определите примерное содержание книги.
- Читайте книгу постепенно, по страницам и главам.
- Читайте правильно и выразительно.
- До или во время чтения выясните значение незнакомых слов.
- Если ребѐнок устал, проведите физкультминутку.
- Читайте не менее 10-15 минут в день.
- Попросите ребѐнка рассказать о главном герое, событии.
- Спросите, чем понравилась книга, что нового из неѐ узнал ребѐнок.
- Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку.
Научившись читать, ребѐнок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нѐм занимают сказки. Сказки — первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. К. Чуковский говорил, что сказка есть самая здоровая пища — не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб. Сказка приходит в дом, когда в нѐм появляется малыш. Сказка не только развлекает, поучает, но и является эффективным средством психологической помощи: даѐт совет, помогает найти выход из сложной ситуации, учит правилам поведения.
Сказки использовались как средство воспитания, как способ выражения любви к ребѐнку. С помощью сказок дети не только получали знания о жизни, представления о том, что хорошо, а что плохо, они убеждались в том, что родители любят их. Чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребѐнку, с ней можно поиграть, сделав еѐ своим помощником в развитии ребѐнка.
Дети, закончив рисунки, становятся участниками собрания.
— Сегодня мы предлагаем вам, уважаемые родители и ребята, проявить
свои умения и знания
Конкурсы-задания.
Отгадай героя сказки.
Дети дарят родителям свои рисунки. Родители рассматривают их и определяют сказочных героев, в образе которых они были изображены. (Дома родители могут подумать над тем, какое качество дети больше всего в них замечают.)
Перекрѐстный вопрос-ответ.
Ребѐнок и родитель стоят друг к другу спиной. Учитель задаѐт по очереди им вопросы, ответы друг друга отрицаются или подтверждаются.
- Любимый литературный герой.
- Какую последнюю книгу прочитал ребѐнок (родитель)?
- Какого цвета учебник «Литературное чтение»?
- Какой волшебный предмет хотел бы иметь?
Из какой сказки?
- Волки от испуга
Скушали друг друга. Бедный крокодил Жабу проглотил.
(К. Чуковский «Тараканище».) • Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?!
(А. Пушкин «Сказка о мѐртвой царевне и семи богатырях».)
- Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул через ограду, А она за мною мчится И кусает, как волчица.
(К. Чуковский «Мойдодыр».)
- Несѐт меня лиса за тѐмные леса, За высокие горы, в глубокие норы.
Котик-братик, выручи меня!
(Кот, Петух и Лиса.)
Из какой сказки эти вещи?
- туфелька (Ш. Перро «Золушка».)
- чемоданчик (К. Чуковский «Доктор Айболит».)
- стрела («Царевна-лягушка».)
- цветик-семицветик Сб. Катаев «Цветик-семицветик».)
- сапог (Ш. Перро «Кот в сапогах».)
- невод с рыбкой (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)
- корзинка с пирожками («Маша и медведь».)
Инсценирование сказки.
Организуются команды из родителей и детей. Из мешка с предметами, относящимися к волшебным, бытовым и сказкам о животных, дети вынимают атрибуты сказок, отрывки из которых затем инсценируют.
Дискуссия для родителей(дети в это время «улетают на ковре-самолѐте к волшебному колодцу», где их встречают «старушки-веселушки», делят их на команды «Добры молодцы» и «Красны девицы» и играют в подвижные игры).
- Нужно ли читать вслух десятилетнему ребѐнку?
- Как помочь плохо читающему ребѐнку поверить в себя?
- Что даѐт традиция из поколения в поколение передавать книги?
Подведение итогов собрания.
Дети возвращаются в класс. Учитель обращается с заключительным словом.
— Вот и закончилось наше необычное родительское собрание. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы. Пусть для каждого чтение станем любимым занятием. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг.
Родители дарят детям заранее купленные книги.
Родительское собрание: дискуссионный клуб
«Как развивать читательский интерес младших школьников»
Цели: познакомить родителей с приѐмами воспитания у детей любви к чтению, развития у них читательского интереса; способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами школы.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Участники: классный руководитель, родители, школьный библиотекарь, школьный психолог, мама пятиклассника. Подготовительная работа:
- Предварительное анкетирование учащихся "Как ты считаешь, может ли человек жить без книг"
- Нравится ли тебе читать книги?
- Какие книги ты читаешь с удовольствием?
- Нравится ли тебе получать книги в подарок?
- Какую книгу ты теперь читаешь?
- Тебе еѐ подарили или ты взял еѐ в библиотеке?
- У вас дома много книг
- Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?
- Подготовка памятки для родителей по развитию читательских умений детей.
- Прививайте ребѐнку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребѐнку. Это сформирует у него привычку ежедневно общаться с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребѐнку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребѐнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребѐнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил текст.
- Рекомендуйте своему ребѐнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребѐнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Дарите ребѐнку книги с дарственной надписью, тѐплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
- Оформление, оборудование, инвентарь.
- Запись на доске темы собрания, высказываний известных людей по теме собрания:
«... можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, — невоспитанный человек и нравственный невежда» (В. А. Сухомлинский).
«Чтение стихов должно быть постоянным, чтобы душа не засохла» (А. И. Герцен).
«Всѐ, что я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге» ( Ричард Бах)
- Выставка детских книг из школьной библиотеки.
- Выставка рисунков родителей «Мои любимые сказки».
- Пословицы, ситуации для обсуждения, читательский дневник выпускника начальной школы, вопрос для игры «Счастливый случай».
Ход собрания
Организационная часть.
Звучит запись песни «Азбука» в исполнении детей класса. Родители подходят к классной библиотечке, изучают читательские интересы своих детей, рассматривают рисунки и книги, рекомендуемые для чтения.
Вступительное слово классного руководителя.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек всѐ равно не может обойтись без чтения. Она является источником получения не только информации, но и удовольствия. Педагоги и психологи констатируют, что дети, научившиеся читать в начальной школе, должны дальше совершенствовать этот навык, однако к VII—VI11 классу они читают всѐ хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к нему приводят к тому, что интеллектуальная деятельность тоже замедляется. Ребята, медленно прочитывающие условия задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. По причине бедного лексического запаса многие термины и понятия им просто непонятны.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируются в семье. Об этом мы сегодня и будем говорить.
Анализ результатов анкетирования учащихся.
Учитель представляет родителям подробный анализ анкетирования детей, выделяя проблемы, которые необходимо обсудить на собрании.
Сообщение школьного психолога.
Ребѐнок должен понимать прочитанное, уметь пересказать, выделить главную мысль. Хорошо, если после чтения он сделает зарисовки того, что особенно произвело на него впечатление. Можно делать и другие пометки о прочитанных книгах в особой тетради.
Поговорим о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребѐнка в самом ходе обсуждения прочитанного.
Подумайте над содержанием произведения. Возможно, вам покажется, что действия его героев могут объясняться разными причинами, и, если разобраться, ваша интерпретация событий ничуть не уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребѐнка, чтобы он вынес из текста одну- единственную «мораль». Может быть, ребѐнок предложит вполне разумное объяснение, соответствующее логике текста, — не стоит навязывать ему свой
«безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришѐл самостоятельно. Однако пусть ребѐнок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий.
Помните при этом, что подлинное понимание — процесс не менее творческий, чем создание произведения, и не лишайте ребѐнка радости «сотворчества».
Если же вы видите, что ваш ребѐнок предпочитает не обдумывать прочитанное, а пытается свести новое содержание к набору готовых схем и оценок, помогите ему проявить воображение и творчество при работе с книгой. Для этого, например, можно превратить текст в объект своеобразного «экспериментирования». Ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими его, ребѐнок активно познает их, лучше понимает их существенные свойства и закономерности.
Как же «экспериментировать» с текстом? Предложите ребѐнку поиграть в игру «А если...». Вы заменяете какого-либо героя произведения или какое- либо событие на противоположное по смыслу или лишь немного отличающееся от оригинального. Ребѐнок же должен придумать новый вариант событий, учитывая внесѐнные вами изменения. Вы же, в свою очередь, указываете ребѐнку на те противоречия, к которым приводит отход от логики текста, когда фантазия уводит его слишком далеко от исходного сюжета.
Вот, например, вы обсуждаете с ребѐнком рассказ В. Осеевой «Отомстила»:
— А что было бы, если бы Катя сразу догнала своего брата?
— Она бы его простила, а он сказал бы, что не будет еѐ краски трогать.
— А помнишь, какая она вначале была сердитая, с кулаками на Алѐшу бросалась. Могла бы она его сразу простить? и т.д.
«Экспериментируя» с содержанием текста, ребѐнок начинает лучше понимать его логику, учится рассматривать отдельные события не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Всѐ это формирует у детей новый, творческий подход к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления. Дети очень любят сказки. Особенно нравятся им сказки о животных. Период, когда дети любят сказки, очень важен для формирования чувств: не надо спешить утешать ребѐнка, если он из жалости к кому-то из героев расплакался. Некоторые родители, утешая ребѐнка, начинают приговаривать, что это ведь только в книжке написано, а в жизни не так, что не следует по этому поводу расстраиваться. Так сами родители подрывают веру ребѐнка в книгу, в то, что в ней написано. Дети в подобных случаях привыкают к поверхностному чтению, при котором не затрагиваются их чувства. Позже такие родители начинают удивляться, как могло случиться, что ребѐнок вырос бесчувственным, равнодушным ко всему.
Выступление школьного библиотекаря.
Чтобы ребѐнок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Она должна включать любимые книг (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники) и литературу, помогающую в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно- популярную литературу, периодические издания и др.
Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь родителям поможет прежде всего детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, Н. Носов и др. Когда у ребѐнка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Родители могут обратиться к «золотому» фонду детской научно- познавательной литературы — книгам М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Снегирѐва, В. Бианки и др. Сейчас в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Всѐ обо всѐм», «Моя первая энциклопедия» и др.
Ребѐнка следует записать в общественную библиотеку, где из обилия книг он может выбрать всѐ, что ему нравится. При первом посещении библиотеки родители могут рассказать, кто в ней работает, как расположены книги, где находится периодика, как заниматься в читальном зале и т.д.. На примере общественной библиотеки ребѐнку можно показать, как следует располагать книги в собственной библиотеке (по тематике, по жанрам, по авторам), делать библиографические карточки с выходными данными. Если семья выписывает периодические издания, которые со временем выбрасываются, можно начать сбор вырезок по интересующим детей вопросам: о животных, растениях, технике, истории, природных явлениях, спорте. Очень важно воспитывать у ребѐнка бережное отношение к книге, аккуратность. Научите его следить за порядком в своѐм книжном уголке. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребѐнка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге: оно дополняется чувствами к самым дорогим людям. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Даже читающий ребѐнок ещѐ долго нуждается в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.
Знакомство родителей с выставкой детской литературы.
Родителям предлагается ознакомиться с книгами, которые желательно
иметь в домашней библиотеке.
Работа в группах.
Игра «Счастливый случай».
С книгой жить — век не тужить.
Книга — твой друг, без неѐ как без рук.
Прочѐл хорошую книгу — встретился с другом.
Учитель предлагает родителям листы с пословицами. Каждый лист разрезается по количеству человек в одной микрогруппе, части перемешиваются в коробке. Родители вытягивают разрезанные части, собирают из них пословицы, организовывая, таким образом, команды.
1 -й гейм «Ты — мне, я — тебе».
Первая команда читает пословицу — вторая объясняет еѐ смысл, затем вторая читает свою пословицу - третья объясняет, третья читает— первая команда объясняет.
Жюри (психолог, библиотекарь, учитель) оценивает результаты.
2- й гейм «Заморочки из бочки».
Каждая команда вытягивает бочонки с номерами ситуаций, предложенных для обсуждения.
Ситуация 1. Мать рассказывает, что, укладывая десятилетнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено, и девочка целый день ждѐт этой минуты.
- Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать вслух?
- Чем руководствуется мама, читая дочке вслух?
- Что даѐт такая традиция?
Ситуация 2.
— Вы Машу не спрашивайте по чтению, — хорошо мне заявили малознакомые второклассники. — Она нас не умеет читать. Да, не умею, — убеждѐнно подтвердила Маша. Со мной и мама дома занимается, и бабушка, а я всѐ равно никак не научусь.
- Вчѐм причина Машиного «неумения» читать?
- Как бороться с внушѐнным неумением?
- Как помочь ребѐнку поверить в себя?
Ситуация 3. В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Серѐже — в первый день учения. Пусть оно будет для тебя радостным и желанным», «Настеньке — в день рождения от бабушки и дедушки». Такие книги-подарки передаются поколения в поколение.
- Считаете ли вы, что детям надо дарить книги?
- Нужно ли их обязательно подписывать?
- Что даѐт такая традиция?
Жюри оценивает ответы команд.
3- й гейм «Тѐмная лошадка».
«Тѐмная лошадка» — мама пятиклассника сообщает:
— В. А. Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы» писал, что беглое нормальное чтение — это чтение 150-300 слов в минуту. В. Н. Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставлял успеваемость учащихся 4-8 классов со скоростью чтения этих же учащихся в III классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу III класса в среднем 150 слов в минуту, хорошистом — 120 слов в минуту, троечником — 80—90 слов в минуту. Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.
Внимание, вопрос! Как добиться высокого показателя скорости чтения? Обсуждение, ответы каждой команды. «Тѐмная лошадка» даѐт рекомендации согласно В. Н. Зайцеву:
- Если ребѐнок находится ещѐ только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два ещѐ 1-2 абзаца. Перед сном ещѐ одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа- полутора за один приѐм.
- Хорошие результаты даѐт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, а в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
- Если ребѐнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, такая нелюбовь означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме же щадящего чтения ребѐнок читает 1 -2 строчки и после этого получает краткий отдых. Получается, как будто он просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку — отдохнул. Следующий кадр — опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот приѐм вполне подходит для тех детей, которые читают неохотно.
- Для того чтобы ребѐнок наглядно видел свой «рост» в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и лѐгким текстом. Пусть ребѐнок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за это время. К своему «росту по чтению» ребѐнок будет относиться столь же ревностно, как к меткам роста, например, на дверном косяке. «Тѐмная лошадка» определяет, какая из команд была ближе всего к правильному ответу. Оценивает. После этого показывает читательский дневник своего ребѐнка, отвечает на вопросы родителей по теме собрания.
4- й гейм «Гонка за лидером».
Каждой команде даѐтся по десять вопросов, на которые следует ответить за короткое время. Все ответы начинаются с буквы в. Вопросы для первой команды
- Река, в древности называвшаяся Ра, в средние века — Итиль. (Волга.)
- Безвоздушное пространство. (Вакуум.)
- Официальное посещение. (Визит.)
- Народное собрание в древней и средневековой Руси. (Вече.)
- Имя популярного французского писателя, автора романа «Отверженные». (Виктор.)
- Марка шведских автомобилей и автобусов. («Вольво».)
- Княгиня, дочь генерала Раевского. (Волконская.)
- Высокоодарѐнный ребѐнок. (Вундеркинд.)
- Древнескандинавский морской разбойник. (Викинг.)
- Начало многих сказок. (В некотором царстве...)
Вопросы для второй команды
- Знаки Зодиака. (Весы, Водолей.)
- Автор сказки «Волшебник Изумрудного города». (Волков.)
- Дерево рода ива. (Верба.)
- Русский крейсер. («Варяг».)
- Высокая земляная насыпь. (Вал.)
- Рыба семейства карповых. (Вобла.)
- Род парнокопытных животных. (Верблюд.)
- Актѐр, сыгравший Бормана в «Семнадцати мгновениях весны», автор многих песен. (Визбор.)
- Остров на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей. (Врангеля.)
- Печально знаменитая ночь 24 августа 1572 года в Париже. (Варфоломеевская ночь.)
Вопросы для третьей команды
- Планета. (Венера.)
- Жилище индейцев Северной Америки. (Вигвам.)
- Название вооруженных сил гитлеровской Германии. (Вермахт.)
- Французский писатель-фантаст. (Верн.)
- Персонаж русских народных волшебных сказок. (Василиса Премудрая.)
- Итальянский композитор, дирижѐр, скрипач. (Вивальди.)
- Свободная должность, свободное место в учреждении. (Вакансия.)
- Видоизменение музыкальной темы. (Вариация.)
- Весь существующий материальный мир. (Вселенная.)
- Город, в котором родился художник М. Шагал. (Витебск.)
Подведение итогов игры.
Жюри подводит итоги. Родителям из команды-победительницы вручаются призы — детские книги для домашней библиотеки. Всем родителям вручаются памятки-рекомендации по развитию читательского интереса у детей.