Рекомендации родителям по профориентации
- Уважайте право ребенка на собственный выбор. Очень важно относиться к подростку как к взрослому человеку. Если вы не согласны с выбором ребенка, это не значит, что нужно его сразу же переубеждать и навязывать свое мнение.
- Общайтесь с ребенком на темы, связанные с будущей профессией. Если у вас доверительные отношения, то ребенок открыто сможет объяснить, почему он выбрал ту или иную специальность. И в зависимости от причин, вам проще будет сориентировать вашего ребенка, проще обосновать ваше сомнение, либо отрицательное отношение к его выбору.
- Очень важно, чтобы к моменту выбора профессии, ребенок уже знал свои интересы, склонности, способности и ограничения. Смог попробовать различные занятия, понял, что ему нравится делать, что у него хорошо получается, а что нет.
- Если у ребенка широкий спектр увлечений, и он не знает, что выбрать, вы можете помочь найти применение всем его интересам в виде различных профессий. Разобрать эти профессии: чем занимается будущий специалист, легко ли найти работу с такой специальностью, какие нужны качества личности, актуальна ли профессия на рынке труда. И уже, исходя из этого, можно определить сферы, которые будут и интересны, и учитывать определенный круг интересов.
- Внимательно и некритично оцените успеваемость вашего ребенка. По этому критерию можно судить о том, какие предметы ребенку даются легче — гуманитарные или точные. Бывают ситуации, когда все предметы отмечены невысокими оценками, а физкультура или музыка, а может иностранный язык — отлично. Но не пытайтесь отождествить любимый предмет с профессией. Это сигнал для вас, либо улучшать успеваемость по определенным предметам, чтобы поступить, либо выбирать специальность исходя из способностей. Развивая эти способности, вы сможете увидеть будущую профессию ребенка.
- Не пытайтесь склонить ребенка к выбору престижной профессии, к профессии, которая в вашей семье «передается по наследству» и уж тем более навязывать ваши несбывшиеся мечты.
- Очень часто бывает, что ребенок в своих мечтах о будущей профессии, приукрашает действительность. Это может быть связано как со спецификой деятельности, так и с непосредственными качествами, способностями и навыками подростка. В таком случае нужно помочь ребенку проработать этот вопрос. Необходимо четко расписать сферу деятельности профессии (со всеми ее плюсами и минусами), какие качества и способности нужны и какие уже есть. Далее стоит обозначить, есть ли объективные возможности для развития требуем качеств и навыков. У вас получится уже реальный план действий. Это поможет ребенку по-новому взглянуть на выбранную профессию – отказаться от нее или начать полноценную подготовку для реализации намеченного пути.
- Не ограничивайтесь одним выбором, нужен всегда запасной вариант. Желательно, чтобы он тоже был проработан заранее, а не в панике бежать туда «где возьмут».
- Изучайте профессиональный рынок. Ежегодно одни профессии становятся неактуальными, другие наоборот приобретают популярность, появляются новые. Изучайте условия и характер труда в условиях экономики в нашей стране. И очень важно владеть этой информацией, чтобы потом не было разочарований. Узнайте где можно получить образование по выбранной специальности, готовы ли вы и ваш ребенок, например, ехать в другой город.
Выбираем рабочую профессию
Хорошо известно, как непросто сегодня выпускникам общеобразовательных школ найти своё место в профессиональном мире в условиях сложившейся конкуренции. Очень часто молодые люди теряются в огромном количестве профессий и не могут остановить свой выбор на одной из них. Важно задуматься о соответствии своих способностей, склонностей, состояния здоровья, требованиям выбираемой профессии. К тому же, профессия, указанная в дипломе, должна не только нравиться, но и быть востребованной к моменту окончания учебного заведения. Для этого необходимо учитывать ситуацию на рынке труда своего региона: изучить сведения о наличии вакансий и численности безработных, познакомиться с оценкой самых востребованных профессий и специальностей. Сегодня рынок труда города Новополоцка, как и республики в целом, ориентирован на рабочие профессии, в списке вакансий они занимают более 80 процентов. Устойчивым спросом пользуются работники строительных профессий, водители, слесари различных профилей, продавцы и повара. Развитие экономики невозможно без квалифицированных рабочих и спрос на рабочие профессии растет. Рабочая профессия имеет немало положительных характеристик, и ее получение может стать более выгодным, чем получение высшего образования.
К «плюсам» выбора рабочей профессии можно отнести:
- получение профессии за небольшой срок и на бесплатной основе. Система профессионально-технического обучения с учетом требований рынка труда обеспечивает бесплатность и доступность получения профессии.
Срок обучения определяется сложностью специальностей и составляет: для лиц, обучающихся на основе общего базового образования – до 3 лет, для лиц, обучающихся на основе общего среднего образования от 1 года до 2 лет.
- получение востребованной на рынке труда профессии и гарантированное трудоустройство. Дефицит рабочих кадров определяет готовность работодателя брать на работу молодых специалистов без опыта работы.
- высокий уровень оплаты труда. Рабочему с высокой и востребованной квалификацией работодатель готов сразу предложить достойную заработную плату. Из-за постоянно возрастающего дефицита рабочих кадров работодателю приходится заинтересовывать и привлекать к себе работников. А заработная плата – один из главных факторов для любого человека, ищущего работу.
- рабочая профессия – это не только востребованная профессия, но и профессия, которая сегодня развивается и совершенствуется. Развитие инновационной экономики, высоких технологий в производственной сфере в свою очередь требует наличия высококвалифицированных рабочих и специалистов, которые имеют подготовку и готовы работать на высокотехнологичном производстве.
- организация собственного дела или свободная занятость, опирающаяся на полученную профессию. Например, штукатур, облицовщик-плиточник помимо трудоустройства по договору может открыть индивидуальное предпринимательство и работать на себя. Подобные варианты существуют и для многих рабочих профессий.
Получить рабочую профессию можно не только в системе профессионально-технического образования, но и через городскую службу занятости населения.
По направлению городской службы занятости обучение ведется в очной (дневной) форме обучения, может быть групповым или индивидуальным.
Сроки обучения в зависимости от получаемой профессии могут составлять от месяца до года. После завершения обучения слушателю присваивается разряд и выдается свидетельство установленного образца.
В период прохождения обучения слушателям курсов предоставляется ряд социальных гарантий и компенсаций. Прежде всего, оплата обучения осуществляется за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. В период обучения слушателям курсов выплачивается стипендия, размер которой определен Законом Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь». Гражданам, направленным на обучение в другой район или область, компенсируются расходы на проезд и проживание.
С целью обеспечения строительных организаций города Новополоцка кадрами городская служба занятости проводит обучение по следующим профессиям: электрогазосварщик, облицовщик-плиточник, маляр, штукатур, каменщик, бетонщик, формовщик железобетонных изделий и конструкций, плотник, стропальщик, кровельщик, машинист козлового, мостового, башенного кранов, станочник деревообрабатывающих станков, дорожный рабочий.
Для работы в сфере обслуживания осуществляется подготовка продавцов, поваров, кондитеров, официантов, парикмахеров, мастеров по маникюру, педикюру, швей.
Проводится также обучение профессиям: водитель категорий «В», «С», водитель погрузчика, слесарь по ремонту автомобилей, тракторист-машинист категории «А».
Имея удостоверение тракториста- машиниста категории «А» и стаж работы по этой профессии не менее года можно обучиться профессии машиниста экскаватора, бульдозера, которые являются востребованными на рынке труда.
Более подробную информацию о возможности приобретения профессии при содействии городской службы занятости можно получить в отделе занятости населения управления по труду, занятости и социальной защите Новополоцкого городского исполнительного комитета, который находится на улице Парковой, 16а, (кабинеты 2, 7), контактные телефоны 75 10 77, 75 10 22.
Егорова И.Е., заместитель начальника
отдела занятости населения
управления по труду, занятости
и социальной защите Новополоцкого
городского исполнительного комитета
От увлечения к профессии
<blockquote>
Если есть в жизни человека что-то судьбоносное,
так это выбор профессии. (Н. Чернышевский)
</blockquote>
Как верно выбрать профессию, в которой можно максимально использовать свой природный талант, найти своё место в обществе? Ответ на этот вопрос очень важен для молодых людей. Хорошо, когда работа и хобби совпадают. Выпускники нашей школы получают достаточную подготовку для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.
При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:
- Выбор профессии «за компанию».
- Давление родителей или других родственников, которыемогут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для васоптимален.
- Увлечение только внешней стороной профессии.
- Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии насаму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желаниеиметь такую же профессию.
- Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
- Отождествление учебного предмета с профессией.
- Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
- Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
- Предубеждение в отношении престижности и непрестижностипрофессии.
- Недостаточное знание профессии.
При выборе профессии нужно:
- Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
- Определиться в своих интересах;
- Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или инуюпрофессию;
- Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
- Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
- Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
- Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
- Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.
Выбирая профессии, важно:
- Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств сжелательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требуетопределенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
- Получить информацию об интересующих профессиях: содержаниеработы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями кчеловеку. Перспективах развития профессий и др.
- Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можнополучить интересующую специальность.
- Выяснить возможности трудоустройства. Проанализироватьсобранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.
Выбирая учебное заведение:
- Узнайте все об учебных заведениях, где можно получить выбраннуювами специальность.
- Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым кпоступающим.
- Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основныеизучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
- Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно кнему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбораи ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками выобладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы испособности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
- Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду.
- Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромноезначение.
- Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.
Выбор будущей профессии ( информация для родителей)
- Разговаривайте с вашим ребенком. Информацию опрофессиональных планах ребенка можно получить только в ходе беседы сним. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
- Постарайтесь понять своего ребенка. Если старшеклассник не можетчетко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем этосвязанно.
- Не будьте категоричными. Если Вас огорчает профессиональныйвыбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-токатегорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
- Помогите своему ребѐнку. Если старшеклассник только мечтает, аничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив,сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Помогите своемуребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранномпути.
- Вместе, но не вместо. Главное для родителей — отдавать себе отчетв том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе неопределяются вместо него. Помогают — потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, болеетого, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались восновном готовые решения, все было известно наперед и определенорасписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполнепонятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полнуюсамостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малышподсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом неговорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с негоответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилосьощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, чтопрофессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебукак скучную и тягостную обязанность.